Музыка для всех Суббота, 19.08.2017, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Различные диатонические лады | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Новое

» ТЕГИ

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Различные диатонические лады


В зависимости от положения главного устойчивого звука — тоники — в диатоническом звукоряде могут образовываться и различные диатонические лады. То, какой именно звук принимает на себя роль тоники, зависит от данного конкретного мелодического построения. Тоника может быть выявлена по-разному.

Важнейшую роль при этом играет частота возвращения какого-либо звука и его метроритмическое положение. В следующем примере-схеме приводятся различные случаи местоположения тоники в одном и том же диатоническом звукоряде.

Для удобства сравнения диатонических ладов выпишем их звукоряды в виде гамм от тоники до ее октавного повторения:

Для наглядности общности диатонического звукоряда, объединяющего все эти лады, в примере даются такие тоники, которые обеспечивают «укладывание" гамм различных ладов в «белоклавишный» звукоряд. Разумеется, гаммы этих ладов могут быть построены от любого звука, и их диатоника при этом не нарушится.

Свои названия эти лады получили от древнегреческих диатонических ладов, которые назывались по тем областям Греции, где они, по-видимому, были распространены:

1) ионийский
2) дорийский
3) фригийский
4) лидийский
5) миксолидийский
6) эолийский
7) локрийский

В средние века эти названия были спутаны и в настоящее время относятся не к тем ладам, к которым они относились в Древней Греции.

Основные сходства и отличия диатонических ладов коренятся в качестве терции, построенной от тоники. Большие терции характеризуют мажорные лады (ионийский, лидийский и миксолидийский), а малые терции — минорные (эолийский, фригийский, дорийский и локрийский).

Если сравнить мажорные лады с натуральным мажором, а минорные — с натуральным минором, обнаружатся типичные черты того или иного лада. Так, ионийский лад полностью совпадает с натуральным мажором, лидийский отличается от него IV высокой ступенью, а миксолидийский — VII низкой ступенью.

При сравнении минорных ладов с натуральным минором мы обнаружим, что эолийский лад полностью совпадает с ним, фригийский отличается от него II низкой ступенью, дорийский — VI высокой ступенью, а локрийский — V и II низкими ступенями.

Существенную роль в перечисленных ладах играет соотношение тетрахордов — четырехзвучных поступенных образований, из которых состоят диатонические лады. Тетрахорды в диатонической системе могут быть четырех видов — в зависимости от положения в них больших и малых секунд.

Тетрахорд с малой секундой внизу называется фригийским, с малой секундой в середине — дорийским, с малой секундой наверху — ионийским, без малой секунды — лидийским. Из комбинации двух тетрахордов и образуются те или иные звукоряды диатонических ладов. Так, ионийский лад образуется от сочетания двух одинаковых тетрахордов.

Дорийский лад также образуется сочетанием двух одинаковых тетрахордов.

Сочетание одинаковых тетрахордов обнаружим и во фригийском ладе.

Остальные лады образованы сочетанием разных тетрахордов.

Этим и исчерпываются возможные в диатонике сочетания тетрахордов. Другие их комбинации выведут за пределы диатоники. Так, например, два бесполутоновых тетрахорда дадут нам звукоряд, в котором окажется более семи разных звуков.

В следующем звукоряде отсутствует кварто-квинтовая координация всех семи звуков:

При таком сочетании тетрахордов кроме кварто-квинтовой координации всех звуков отсутствует и кварто-квинтовая координация малых секунд, которые оказываются в терцовом соотношении, что противоречит диатонике. Образовавшийся звукоряд мелодического мажора выходит за пределы диатоники и потому, что в нем между III и VI ступенями возник недиатонический интервал уменьшенной кварты.

Помимо названных диатонических ладов, в средневековой музыке встречались и другие, совпадающие с ними по звукоряду, но отличающиеся расположением устойчивых звуков. Так, в описанных ладах кроме I ступени относительной устойчивостью обладает и V ступень. В других разновидностях диатонических ладов относительно устойчивой является IV ступень. Лады с устоями на I и V ступенях называются автентическими, а с устоями на I и IV ступенях — плагальными, или гиполадами.

Гиполады представляют собой как бы основные автентические лады, в которых роль тоники выполняет V ступень, а роль относительного устоя — I ступень. Если взять, например, гамму ионийского лада и выписать ее, начиная с V ступени сохранив устои, но поменяв их местами, мы получим гамму гипоионийского лада.

Гамма гипоионийского лада совпадает по звуковому составу с гаммой миксолидийского лада, за исключением местоположения относительного устоя и, следовательно, соотношения между устоями.

Подобным образом могут быть получены гаммы гиподорийского, гипофригийского и других плагальных ладов.


Теория музыки в основных разделах:

Общие положения

Понятие звука

Темп

Ритм

Группировка длительностей

Интервал

Размер и такт

Общие сведения о ладе

Тональность

Диатоника












изготовление печатей Выхино

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:
» Новое в блоге
Чартер в Пхукет
Как научиться правильно играть на гитаре
Для чего нужны насосы НМШ
Katy Perry станет ведущей MTV VMA
Casino777spiele - хорошие игры и классный досуг
Кустурица попал в базу «Миротворца» из-за гастролей в Крыму
Редкое видео группы Nirvana выложено в сеть
«Чайф» показал архивный «Внеплановый концерт в подвале»
Чем интересны измерители шероховатости
Анна Плетнева избила девушку в клипе «На чьей ты стороне?»

*Свежие новости
Гребенщиков не прошел тест на знание собственных песен
Максим Фадеев предложит свою оперу «Виртуозам Москвы»
Ringo Starr и Paul McCartney записали совместную песню
ROF-2017 откроется 10 августа в Пезаро (Италия)
Гарик Сукачев презентовал фильм «То, что во мне»
«Нашествие» устроит онлайн-трансляцию
Celine Dion и Robbie Williams запишут песню в помощь жертвам пожара в Лондоне
«Премия Муз-ТВ 2017» раздала всем по тарелочкам
Миротворец или Войнотворец? 360 градусов абсурда
В России впервые прозвучала опера Генделя «Тезей»

» Форма входа

» Поиск

» Новые статьи
Основные аспекты в разборе мастеринга
Советы композиторам
Что такое ромплер
Мифы об игре на гитаре
Великие рок-песни созданные по мотивам классических литературных произведений
Автомобили Элвиса Пресли
«Вспоминай обо мне» - новый альбом Ольги Никитиной
Кошачий клавесин
Бутусов и Ю - Питер
Как создать рок группу


» На форуме
  • Под какую музыку вы любите играть в онлайн игры?
  • Песни для малышей.
  • Ищу талантов.
  • вокальный продюсер
  • Советский РОК.

  • » Друзья сайта
  • Пиши и ЗАРАБАТЫВАЙ!
  • Заработай на сайте!

  • *Архив новостей


    Музыка для всех 2017