Музыка для всех Суббота, 19.08.2017, 23:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Свойства ступеней натурального мажора | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Новое

» ТЕГИ

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Свойства ступеней натурального мажора

В натуральном мажоре (как и в любом другом семиступенном ладе) существуют три устойчивые ступени и четыре неустойчивые.

Устойчивыми являются звуки I, III и V ступеней, входящие в состав тонического трезвучия. Однако степень их устойчивости различна: самой устойчивой из всех является тоника (звук I ступени, он же — прима тонического трезвучия), представляющая собой главную ладовую опору, звуки же III и V ступеней (то есть, соответственно, терция и квинта тонического трезвучия) устойчивы в несколько меньшей степени.

Зато роль III ступени очень велика в выявлении ладового наклонения: именно III ступень (точнее — ее интервальное соотношение с тоникой) является своеобразным индикатором и определяет сам лад — будет ли это мажор или минop.

В мажоре (какого бы он ни был вида) интервал между I и III ступенями всегда один и тот же — большая терция:



Наряду с этим, роль неустойчивых ступеней (в первую очередь — VI и VII) весьма существенна для определения вида данного лада: натурального, гармонического или мелодического. Расположение звуков лада по приведенной выше схеме (тон—тон—полутон—тон—тон—тон—полутон) всегда дает гамму именно натурального (а не какого-нибудь другого) вида мажора. Изменение высоты хотя бы одной из упомянутых выше неустойчивых ступеней (например, понижение на полтона VI ступени) сразу же изменит интервальную структуру лада в целом, и мажор будет уже иного вида — не натуральный, а гармонический (другие виды мажора, в том числе и гармонический, будут рассмотрены ниже).

Однако следует иметь в виду, что сами понятия устойчивости и неустойчивости в известной мере относительны. Для проявления этих свойств, потенциально присущих тем или иным ступеням лада, нужны определенные условия, при отсутствии которых картина может измениться.

Так, в одноголосии устойчивость I, III и V ступеней обычно подчеркивается еще метрическими, ритмическими и интонационными средствами: например, эти ступени берутся на более сильных долях такта, имеют большую длительность, именно к ним устремляется мелодическое движение в отдельных мотивах, фразах и особенно каденциях.

В многоголосии устойчивость названных ступеней может также подчеркиваться (и очень ярко!) и аккордами, гармонией в целом.

Например, I, III и V ступени безусловно прозвучат устойчиво, будучи взяты вместе (особенно в виде трезвучия). При раздельном (разновременном) звучании этих ступеней их устойчивость окажется для слуха также несомненной, если они будут сопровождаться тоническим аккордом или хотя бы отдельными его звуками в других голосах (это верно даже в том случае, если подобное сопровождение окажется лишь принципиально возможным в данном контексте и будет только мысленно предполагаться, то есть представляться внутренним слухом).

Однако достаточно взять любую из устойчивых ступеней вместе с каким-либо неустойчивым звуком или аккордом, как она тут же утрачивает свое первоначальное значение и приобретает иные свойства (то есть тоже начинает звучать неустойчиво).

Например, в до мажоре малая секунда на III ступени состоит из устойчивого звука внизу и неустойчивого сверху. Ввиду того что разрешение в унисон с соседним неподвижным голосом при поступенном движении не допускается, она должна в данном случае разрешаться восходящим ходом верхнего звука на тон вверх — в терцию ми—соль.

Практически же она не менее (если не более!) естественно может разрешиться сперва просто как диссонанс в неустойчивую для данной тональности терцию ре—фа и лишь затем — в устойчивые звуки тонической терции:



В данном случае звук ми, хоть он в до мажоре и является одной из устойчивых ступеней, будет двигаться как диссонирующий тон в интервале секунды, и уже только после перехода этой секунды в терцию, расположенную на второй ступени, оба звука разрешаются по ладовому тяготению — в устойчивые ступени.

Другой пример: звук до — тоника (то есть главный устойчивый звук), но, будучи взят вместе с неустойчивыми звуками II, IV и VI ступеней, он приобретает значение септимы в септаккорде II ступени (ре—фа—ля—до) и, как всякая септима, стремится к разрешению на ступень вниз — в данном случае, в неустойчивую VII ступень, которая, являясь в ладе напряженным восходящим вводным тоном, в свою очередь, разрешается, как ей и положено, в тонику:



Неустойчивые ступени лада (II, IV, VI и VII) тоже неоднородны по интенсивности своих тяготений, что связано, прежде всего, с их местоположением и интервальными соотношениями с ближайшими устойчивыми звуками, а также степенью устойчивости последних.

II и IV ступени расположены между двумя устойчивыми ступенями каждая, но если в мажоре окружающие II ступень устойчивые звуки I и III ступеней отстоят от нее на одинаковый интервал — большую секунду, то от IV ступени до V ступени будет целый тон, а до III ступени — только полтона, поэтому ее тяготение к III ступени проявляется намного сильнее и ярче, нежели к V ступени.

Впрочем, и II ступень, являющаяся полунапряженным нисходящим вводным тоном, при прочих равных условиях будет несколько больше тяготеть к I ступени как наиболее устойчивой из всех (то есть тонике лада).

VI и VII ступени, находясь между одной устойчивой и одной неустойчивой ступенями лада, естественно, тяготеют каждая только в одну сторону — к устойчивому звуку.

Общая схема тяготений в ладе будет такова:



Примечание: В схеме сплошными стрелками обозначены более сильные, а пунктирными — относительно более слабые тяготения.

Двойные сплошные стрелки указывают на остро звучащее тяготение напряженного восходящего вводного тона.

Сплошная и пунктирная стрелки обозначают возможную переменчивость остроты такого тяготения — в зависимости от конкретных условий.

Выше были рассмотрены свойства ступеней лада и система тяготений неустойчивых звуков на основе секундовых соотношений (то есть мелодических связей). Однако этим далеко не исчерпываются связи ступеней и характер их соотношений в ладе. Помимо того, существуют и терцовое, и кварто-квинтовое родство звуков и соответствующие им ладовые тяготения, имеющие, в свою очередь, весьма важное значение в музыке.


Теория музыки в основных разделах:

Общие положения

Понятие звука

Темп

Ритм

Группировка длительностей

Интервал

Размер и такт

Общие сведения о ладе

Тональность

Диатоника


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:
» Новое в блоге
Чартер в Пхукет
Как научиться правильно играть на гитаре
Для чего нужны насосы НМШ
Katy Perry станет ведущей MTV VMA
Casino777spiele - хорошие игры и классный досуг
Кустурица попал в базу «Миротворца» из-за гастролей в Крыму
Редкое видео группы Nirvana выложено в сеть
«Чайф» показал архивный «Внеплановый концерт в подвале»
Чем интересны измерители шероховатости
Анна Плетнева избила девушку в клипе «На чьей ты стороне?»

*Свежие новости
Гребенщиков не прошел тест на знание собственных песен
Максим Фадеев предложит свою оперу «Виртуозам Москвы»
Ringo Starr и Paul McCartney записали совместную песню
ROF-2017 откроется 10 августа в Пезаро (Италия)
Гарик Сукачев презентовал фильм «То, что во мне»
«Нашествие» устроит онлайн-трансляцию
Celine Dion и Robbie Williams запишут песню в помощь жертвам пожара в Лондоне
«Премия Муз-ТВ 2017» раздала всем по тарелочкам
Миротворец или Войнотворец? 360 градусов абсурда
В России впервые прозвучала опера Генделя «Тезей»

» Форма входа

» Поиск

» Новые статьи
Основные аспекты в разборе мастеринга
Советы композиторам
Что такое ромплер
Мифы об игре на гитаре
Великие рок-песни созданные по мотивам классических литературных произведений
Автомобили Элвиса Пресли
«Вспоминай обо мне» - новый альбом Ольги Никитиной
Кошачий клавесин
Бутусов и Ю - Питер
Как создать рок группу


» На форуме
  • Под какую музыку вы любите играть в онлайн игры?
  • Песни для малышей.
  • Ищу талантов.
  • вокальный продюсер
  • Советский РОК.

  • » Друзья сайта
  • Пиши и ЗАРАБАТЫВАЙ!
  • Заработай на сайте!

  • *Архив новостей


    Музыка для всех 2017