Про джаз - музыкальные направления - Каталог музыкальных статей - Музыка для всех
Музыка для всех Пятница, 30.09.2016, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог музыкальных статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [38]
музыка для детей [9]
музыка и религия [4]
классическая музыка [8]
музыкальные программы [5]
музыканты [13]
певцы [21]
музыкальные группы [53]
музыкальные произведения [46]
песни [10]
музыкальное искусство [23]
психология музыки [20]
музыка и общество [36]
музыкальные наркотики [2]
композиторы [13]
интересные музыкальные факты [32]
музыкальные направления [35]
народная музыка [7]
музыкальные упражнения [10]
музыкальные инструменты [53]
о музыкальных инструментах [30]
музыкальные аппараты [8]
музыкальные аксессуары [8]
Обучающие материалы [2]

» Новое

» ТЕГИ

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » музыкальные направления

Про джаз
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Важнейшие характеристики джаза — наличие в ритмике, во-первых, регулярной пульсации, так называемого «бита», а во-вторых, отклонений от этой пульсации — «свинга» (от английского — «качание», «раскачка»). Они берут свое начало в традициях африканской музыки. Свинг — одно из выразительных средств джаза. Кроме особой выразительной роли ритма джаз унаследовал и другие черты африканской музыки: трактовку всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении и подражание разговорной речи при игре на инструментах. Произведения, исполняемые негритянскими музыкантами, часто имели форму чередования очень короткого сольного мотива — зова и хорово-вого или инструментального ответа.


Луи Армстронг / Louis Armstrong

Джаз — искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной в нотах формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько музыкантов, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией. Для раннего, новоорлеанского, этапа традиционного джаза (примерно до конца 10-х гг. XX в.) характерна коллективная импровизация нескольких, как правило трех, вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных.

В 20-е гг. были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов («скэт»). Значительное место в репертуаре традиционного джаза занял блюз. Позднее оба этапа раннего джаза — новоорлеанский и последовавший за ним чикагский — объединяются термином «диксиленд». Были предприняты попытки использовать элементы джаза в произведениях крупной формы (так называемый симфоджаз). Наиболее известны балет «Сотворение мира» Д. Мийо, «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, ряд симфо-джазовых сочинений И. Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием «третье течение», также и в советской музыке («Концерт для оркестра» А. Я. Эшпая, «Концерт для джаза» М. М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р. К. Щедрина, 1-я симфония А. Г. Шнитке).

В конце 20-х — начале 30-х гг. возникла стройная система, получившая название стиля «свинг» и приобретшая впоследствии значение джазовой классики. Для свинга характерно, во-первых, появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации и перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала в джазе: она ограничивала импровизацию, для которой в партитуре предусматривались свободные окна.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов — секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), «медной» секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Во-вторых, появилась сольная импровизация, основанная на «квадрате» («хорусе»). «Квадрат» — это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме и исполняемая на фоне того же, что и тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты. В 30-е — 40-е гг. наряду с блюзом получила распространение песенная форма из 32 тактов. В-третьих, в свинге широко применяется «рифф» — двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист. И наконец, в-четвертых, свингующая четырёхдольная пульсация, в которой четные доли такта каким-либо способом акцентированы. Среди первых джазовых биг-бэндов — оркестры Ф. Хендер-сона, К. Бэйси, Б. Гудмена, Г. Миллера, Д. Эллингтона. Последний уже в 40-е гг. обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском и латиноамериканском фольклоре, а также к жанру концертной миниатюры. В конце 30-х гг. большинство американских свинговых оркестров (их репертуар почти вытеснил иные виды эстрадно-развлекательной музыки) переключилось на коммерческую музыку. Поэтому в среде любителей и музыкантов джаза даже возникло движение за возрождение более ранних, подлинно джазовых стилей.. Решающую роль в этом движении сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х гг., отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде (популярные мелодии уступили место «неприглаженным» фразам, позаимствованным из импровизаций на эти же темы), аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.
Этот стиль, открывающий современную эпоху в джазе, получил название «боп» или «бибоп». Эксперименты талантливых музыкантов — Ч. Паркера, Д. Гиллеспи, Т. Монка и других — фактически положили начало развитию джаза как самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х гг. современный джаз развивался в основном в двух направлениях. Первое включало стили «кул», т. е. «прохладный», и «вест-коуст». Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки (развитые концертные формы, полифония и др.). По одному звучанию даже трудно догадаться, что это звучит джаз-ансамбль. Второе направление включало стили «хардбоп» (т. е. «горячий», «энергичный») и близкий ему «соул джаз» (в переводе с английского «соул» — «душа»), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора (упрощение форм, гармонии в «соул джазе»), темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.
Оба этих направления имеют и много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также освинговать вальсовые и более сложные размеры.

С начала 60-х гг. большое число музыкантов экспериментирует со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой (так называемый свободный джаз). Однако еще большее значение получает ладовый принцип импровизации: каждый раз заново выбирается ряд звуков — лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов джаз обращается к музыкальным культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. в джаз приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название «джаз-рок», а позднее «фьюжн», т. е. «сплав».

Значительными успехами отмечено развитие советского джаза, начало которому было положено В. Парнахом в 1922 г. В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 г. Л. О. Утесов Организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив «Tea-джаз». Благодаря его сотрудничеству с композитором И. О. Дунаевским возник также песенный джаз (все помнят его по кинофильму «Веселые ребята»). Импровизационный джаз стилей «диксиленд» и «свинг» практиковался в оркестрах А. В. Варламова, Н. Г. Минха, А. Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. наряду с джазовыми номерами в эстрадных программах, для которых писали музыку В. Н. Людвиковский, Ю. С. Сауль-ский, К. А. Караев, А. П. Петров, Я. А. Френкель и другие композиторы, начинает развиваться джаз в небольших любительских коллективах («Восьмерка ЦДРИ», «Ленинградский диксиленд»). Шефство над любительскими коллективами взяли на себя комсомольские и студенческие организации, которые провели в 60-е гг. несколько музыкальных фестивалей, где получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е гг. советский джаз становится профессиональным искусством. Начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки. С 1973 г. пианист Л. А. Чижик стал выступать с «вечерами джазовой импровизации». Регулярно выступают у нас в стране и за рубежом ансамбли под руководством И. Бриля, «Арсенал», «Аллегро», «Каданс» (Москва), квинтет Д. С. Голощеки-на (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юл-дыбаева (Уфа) и др. Полностью посвящены джазу программы оркестра О. Л. Лундстрема, в значительной мере — коллективов К- А. Орбеляна, А. А. Кролла («Современник»). При всем стилистическом многообразии советского джаза (от диксиленда до экспериментальных течений свободной импровизации) для него характерен синтез принципов джазового исполнительства с ладово-интонационным и ритмическим богатством музыкальных традиций народов СССР. Первые опыты в этом направлении находят продолжение в творчестве многих коллективов и композиторов, работающих в области джаза.

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа , саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов . Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и в то же время участвует в записи с другим великим авнгардистом, барабанщиком Полом Мотианом. Аналогично, другие легенды джаза, относящиеся к различным джазовым мирам могут встречаться под одним баннером, как это было например при совместной записи Элвина Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и пианиста Сесила Тэйлора.


Поделитесь с друзьями:

Еще статьи:
Категория: музыкальные направления | Добавил: Ellektra
Просмотров: 1648 | Теги: Джаз в современном мире |Дата: 30.09.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Новое в блоге
Сплин выпустил «Ключ к шифру»
Katy Perry ждет извинений от Taylor Swift
Вышла книга о группе «Король и Шут»
Лучшая замена дорогим швейцарским часам
Крутой не пригласил Паулса на «Новую волну»
Банд'Эрос экранизировали «народную южноафриканскую песню»
Надежда Бабкина серьезно травмировалась на репетиции
"Музыкальные волонтёры" помогут неизлечимо больным людям
Здоровье мужчин
Елка презентовала летний клип «Навсегда»

*Свежие новости
Объявлен новый состав группы «Винтаж»
Профессоров Московской консерватории наградили медалями и премиями
Россиянин получил вторую премию на Первом скрипичном конкурсе им. Исаака Стерна
«Би-2» презентовали «Лайки»
Сергей Шнуров стал ведущим Первого канала
30 Seconds To Mars выпустят новый альбом в 2017 году
Появилось онлайн-расписание выступлений музыкантов в метро
«Мелодия» выпустит все симфонии и концерты Шостаковича
Неизданная песня Ланы Дель Рей попала в сеть
Мединский поздравил Казарновскую с юбилеем

» Форма входа

» Поиск

» Новые статьи
Автомобили Элвиса Пресли
«Вспоминай обо мне» - новый альбом Ольги Никитиной
Кошачий клавесин
Бутусов и Ю - Питер
Как создать рок группу
Обзор наушников ди-джейского формата
К юбилею Рихтера выпустят 50 дисков с записями пианиста
Дунаевский стал худруком Московской областной филармонии
Основные способы защиты авторских прав для музыканта
В Петербурге прошёл X Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой


» На форуме
  • вокальный продюсер
  • Советский РОК.
  • Нравятся ли вам Rolling Stones?
  • Deep Purple
  • John Lennon

  • » Друзья сайта
  • Пиши и ЗАРАБАТЫВАЙ!
  • Заработай на сайте!


  • Музыка для всех 2016